Информация Роспотребнадзора

7 ноября 2019

Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области информирует

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Управления Роспотребнадзора по факту привлечения ООО «Сеть связной» к административной ответственности по ч.1  ст. 14.43 КоАП РФ

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области вынесено постановление о привлечении ООО «Сеть Связной» (далее - Общество) к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.

По обращению потребителя специалистами Управления проведена внеплановая выездная проверка. Проверкой установлено, что в магазине Общества, в продаже находился адаптер питания не соответствующий требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 (далее - TP ТС 004/2011, Технический регламент).

Общество было привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о его отмене. Арбитражным судом Нижегородской области вынесено решение об отказе в удовлетворении требования Общества. Не согласившись с решением суда Общество, обратилось в апелляционный суд. 24.10.2019г. Первый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Управления о привлечении Общества к административной ответственности.

Решение суда вступило в законную силу.   

 

О маркировке обувных товаров средствами идентификации.

Информация для предпринимателей

В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области информирует:

Участники оборота обувных товаров вправе наносить средства идентификации на потребительскую упаковку или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров с 1 октября 2019 года.

Нанесение средств идентификации  является обязательным с 1 марта 2020 года,  и соответственно, ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации сведений о маркировке указанных видов обувных товаров средствами идентификации и их первой продаже (передаче, реализации) после 1 марта 2020 года не допускается.

При наличии по состоянию на 1 марта 2020 нереализованных обувных товаров, введенных в оборот до 1 марта 2020 года в срок до 1 мая 2020 года участникам оборота необходимо осуществить их  маркировку средствами идентификации и представить сведения  о  маркировке таких обувных товаров средствами идентификации в информационную систему мониторинга.

До 1 апреля 2020 года участникам оборота необходимо осуществить  маркировку обувных товаров, ввезенных в Российскую Федерацию после 1 марта 2020 года, но приобретенных до 1 марта 2020 года, и представить сведения о маркировке таких обувных товаров  средствами идентификации в информационную систему мониторинга.

Под вводом обувных товаров в оборот понимается:

- при производстве обувных товаров на территории Российской Федерации – первичная возмездная или безвозмездная передача обувных товаров от производителя обувных товаров новому собственнику либо  иному лицу с целью отчуждения такому лицу или для последующей реализации, которая делает ее доступной для распространения и (или) использования;

- при производстве  обувных товаров на территории Российской  Федерации в отношении обувных товаров, ввозимых из государств – членов Евразийского экономического союза - ввоз юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, обувных товаров в Российскую Федерацию.

Контроль за оборотом маркированных обувных товаров на территории Российской Федерации осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в также Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860.

За оборот немаркированных обувных товаров и нарушение порядка их маркировки на территории Российской Федерации с 1 марта 2020 года (для нереализованных обувных товаров, введенных в оборот до 1 марта 2020 года – с 1 мая 2020 года) предусмотрена административная (статья 15.12 КоАП РФ) и уголовная (статья 171.1. УК РФ) ответственность.

 

Об основных рисках для потребителей рынка микрофинансовых услуг

Роспотребнадзор, по результатам исследования рынка микрозаймов, напоминает об основных рисках для потребителей рынка микрофинансовых услуг:

- снижение процента положительного решения о выдаче микрозайма МФО, включенными в государственный реестр и, как следствие, повышение количества обращений к МФО, находящимся в тени;

- практика легальных МФО, игнорирующая принципы ответственного кредитования и позволяющая предоставить дорогие микрозаймы закредитованным и безработным потребителям;

- игнорирование потребителями положений договора с МФО или нежелание ознакомиться с ними подробно, включая такие элементы договора как полная стоимость займа, количество, размер и периодичность платежей по займу, виды и суммы дополнительных договоров или платежей по займу, а также неустойки, штрафы и пени;

- использование микрозаймов не в только в экстренных случаях, когда срочно необходимы денежные средства, но и для совершения повседневных бытовых расходов;

- значительный процент потребителей услуг МФО со средним и ниже среднего уровнем финансовой грамотности, который предполагает недостаточные знания об МФО и оказываемых ими услугах, а также рисках, которые несут микрозаймы;

- недостаточное финансовое планирование, включая отсутствие дополнительных источников погашения микрозаймов, помимо заработной платы;

- непонимание рядом потребителей, что микрозаймы не предназначены для долгосрочных финансовых потребностей, которое не способствует поиску альтернативных вариантов заимствований;

- рост неоправданной долговой нагрузки заемщиков из-за начисления высоких процентов по микрозаймам;

- неправомерное использование персональных данных заемщиков в сети «Интернет»;

- растущее количество нелегальных игроков рынка микрофинансирования, превышающее число легальных МФО в три раза;

- растущее среднее значение полной стоимости кредита, в частности для микрозаймов сроком до 30 дней и на сумму до 30 тысяч рублей.

Как было отмечено на международной конференции Роспотребнадзора «Защита прав потребителей финансовых услуг: акцент на социально уязвимые группы населения», которая проводилась в рамках VI Всероссийской недели сбережений, Банк России впервые в этом году зафиксировал тренд на снижение количества обращений потребителей, хотя общее их количество остается достаточно высоким, а лидером по числу жалоб является сектор кредитования и страхования.

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей в круглосуточном режиме работает горячая линия Роспотребнадзора по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг 8-800-100-29-26.

Сотрудники «горячей линии» помогают гражданам в вопросах подачи обращений, а также оказывают содействие повышению информированности населения о правах потребителей на финансовом рынке.

Справочно

Аналитический центр НАФИ составил портрет типичного потребителя «займа до зарплаты». Исследование проведено в 2018 году по заказу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

Согласно результатам исследования, потребителя микрозайма «до зарплаты» можно описать как среднестатистического россиянина со стандартным набором финансовых продуктов и услуг: кредитные и дебетовые карты, кредиты и займы. Основным источником его дохода является заработная плата. При этом основные расходы состоят из трат на услуги ЖКХ, продукты и лекарства, обслуживание машины, расходов на детей, оказания финансовой помощи родственникам. Также большинство потребителей микрозаймов считают, что финансовое положение их семьи среднее и ниже среднего.

Исследование показало, что цели оформления подобных займов напрямую связаны с экономическим положением региона. Так, в Москве микрозаймы «до зарплаты» в основном приходятся на покупку престижных товаров (мобильные телефоны, одежда), в регионах – для погашения долгов и кредитов, а также на нужды первой необходимости (продукты питания) и лечение. Женщины пользуются такой услугой в 1,8 раза чаще, чем мужчины.

В исследовании зафикисровано, что у четверти заемщиков (26%) размер микрозайма «до зарплаты» превышает их ежемесячный доход (у 11% - в 1,5 раза и у 15% - в 2 раза и более), у трети (33%) - превышает половину ежемесячного дохода. Как правило, у клиентов МФО уже есть кредит в банке: в Москве такая цифра составляет 58% респондентов, в то время как в регионах – 25-28%.

Большинство заемщиков знают дневную процентную ставку по своему займу. Однако, в целом, уровень финансовой грамотности заемщиков достаточно низкий:

· 54% потребителей услуг МФО не в курсе годовой процентной ставки по своему займу;

· 54% потребителей не проводят анализ условий предоставления той или иной финансовой услуги в различных компаниях на постоянной основе;

· больше половины потребителей в той или иной степени не понимают условий договора займа;

· 70% потребителей не ведут постоянный учет всех доходов и расходов;

· 18% потребителей считают, что можно не отдавать заем;

· более 60% потребителей не предпринимают никаких активных действий по сбережению или инвестированию средств.

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Рынок микрофинансовых услуг

1.Обязательно проверьте, входит ли организация в государственный реестр МФО на сайте Банка России или в специальном электронном справочнике. Будьте бдительны, опасайтесь мошенников!

2. Избегайте организаций, сотрудники которых хотят выдать вам кредит очень быстро, «не отходя от кассы». По закону при обращении за кредитом Вы имеете право знакомиться с условиями кредитного договора в течении пяти дней. За это время у вас есть возможность принять взвешенное решение, изучить памятки и условия договора, посоветоваться с близкими. Вы имеете право попросить выдать Вам подписанные индивидуальные условия кредитования.

3. К оформлению кредита всегда нужно подходить с «холодной головой». Трезво оцените свои доходы и размер ежемесячного платежа по кредиту с учетом процентов. По закону максимальная процентная ставка по краткосрочному микрозайму сроком до 1 года составляет 1% в день. То есть переплата за 30 дней, составит 30%. Например, если вы решили приобрести телевизор за 50 000 рублей, то 15 000 рублей составят только проценты, а кроме них еще нужно вернуть и стоимость телевизора.

4. Не стоит надеяться, что сейчас вы возьмете немного «быстрых денег» под 1% в день, а потом сможете перезанять под «нормальные» проценты у друзей или в большом банке. Кредитная организация может Вам отказать в новом кредите без объяснения причин, а родственники и друзья в период распродаж или перед праздниками будут рады помочь только советом, а не деньгами.

5. Помните, что Ваш дом или квартира – ваша крепость. Никогда не оформляйте микрокредит под залог имущества. Если Вы оформите кредитный договор с залогом имущества, Вы можете его потерять, если не сможете вносить платежи по кредиту с учетом высоких процентов вовремя.

6. Избегайте дополнительных услуг. Внимательно прочитайте индивидуальные условия кредитования, убедитесь, что в них нет страховых, юридических, консультационных, медицинских или иных услуг, никак не связанных с оформлением кредита. Иначе Вы можете столкнуться с ситуацией, когда Вам выдадут займ на 20 000 рублей, из которых 2 000 рублей сразу пойдут на оплату дополнительной услуги.

7. Не подписывайте документ, в котором есть информация о том, что Вы согласны с условиями и тарифами, если вы эти тарифы и условия не видели или не получили их на руки в печатном виде. Эти условия являются неотъемлемой частью договора и должны входить в Ваш комплект документов. Если данные об условиях и тарифах «размещены где-то на сайте», или «находятся в главном офисе компании», то их необходимо изучить особенно тщательно.

С информационными материалами, которые составлены специально для потребителей, можно ознакомиться на сайте совместного с Роспотребнадзором проекта Хочу.Могу.Знаю.