Прокуратура разъясняет!

20 марта 2014

Обзор изменений в федеральном законодательстве

1.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" Опубликован 31.01.2014.

Верховным Судом РФ разъяснены особенности правового регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних.

Согласно Постановлению, правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений с участием женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних осуществляется в целях создания благоприятных и безопасных условий труда и обеспечения равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод указанными работниками с учетом их общественно значимых особенностей (в частности, выполнения функций материнства и воспитания детей, наличия членов семьи, нуждающихся в уходе, несовершеннолетия).

Определены категории лиц, которые могут быть отнесены к лицам с семейными обязанностями, к лицам, воспитывающим детей без матери. Раскрыто определение дискриминации в сфере труда.

В отношении женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних не допускаются различия при приеме на работу, установлении оплаты труда, продвижении по службе, установлении или изменении индивидуальных условий труда, подготовке (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительном профессиональном образовании, расторжении трудового договора, не основанные на деловых качествах работников, характеристиках условий их труда.

Также разъяснены особенности заключения трудового договора, режима рабочего времени, времени отдыха, порядок изменения и расторжения трудового договора.

Отмечается, что судам необходимо реагировать на факты грубого нарушения прав женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних, гарантированных трудовым законодательством, путем вынесения частных определений.

2.Федеральный закон от 03.02.2014 № 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Вступил в силу: 15.02.2014.

Вносит в статью 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" изменения, согласно которым статья дополнена частями 14 и 15 следующего содержания:

"14. До 1 января 2017 года предусмотренное статьей 71 настоящего Федерального закона право приема на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.";

15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования."

3.Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Вступил в силу: 15.02.2014.

Постановлением определен порядок расчета субсидии на приобретение или строительство жилья для российских военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий. Субсидия рассчитывается исходя из установленных нормативов общей площади жилого помещения, нормативов стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения по РФ, определяемых Минстроем России, а также поправочного коэффициента, устанавливаемого исходя из общей продолжительности военной службы гражданина. Установлены следующие нормативы общей площади жилого помещения:

- 33 кв. метра на одиноко проживающего военнослужащего;

- 42 кв. метра на семью из двух человек;

- 18 кв. метров на каждого члена семьи для семьи из трех и более человек.

Данный норматив уменьшается:

- на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему или членам его семьи на праве собственности;

- на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим или членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;

- на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим или членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение; такое уменьшение производится в течение пяти лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

Норматив увеличивается на 15 кв. метров для отдельных групп военнослужащих: военных преподавателей, командиров воинских частей, военнослужащих - научных работников, имеющих ученую степень, военнослужащих, имеющих звание полковника и выше, и др.

Поправочный коэффициент устанавливается в следующем размере:

- от 10 лет до 16 лет военной службы - 1,85;

- от 16 лет до 20 лет военной службы - 2,25;

- от 20 лет до 21 года военной службы - 2,375.

Начиная с 21 года поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы, более 21 года - до 2,75 включительно.

4.Федеральный закон от 21.02.2014 № 19-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступил в силу: 24.02.2014.

Федеральным законом ограничено пассивное избирательное право граждан, имеющих неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.

Федеральный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 20-П. Постановлением, в частности, отдельное положение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" было признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой им установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан РФ, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.

Внесены изменения, в том числе в названный Федеральный закон, а также в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации".

Предусмотрено, в частности, что граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, не имеют права быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости.

Если в соответствии с новым уголовным законом деяние, за совершение которого был осужден гражданин, не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничения пассивного избирательного права прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

Если в соответствии с новым уголовным законом тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, признается особо тяжким преступлением или особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.

Также установлено, что в избирательных документах указываются сведения не только о наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости, но и о когда-либо имевшейся у него судимости.

 

 

Заместитель прокурора района                                                                                     Самаров Юрий